Умные решения

Как город применяет интернет вещей, большие данные, краудсорсинг и шеринговую экономику — гид по технологическим проектам столицы

Вообще smart city — довольно размытая концепция. Аналитики по-разному трактуют умный город — кто-то включает в него технопарки, кто-то — экологию. По сути, это старые добрые информационные технологии, применяемые для решения задач города. Они облегчают жизнь горожан и помогают чиновникам лучше и дешевле управлять городом.

При этом собираются данные, анализ которых позволяет оптимизировать этот процесс. Не зря в PwC понимают умный город именно как data-driven city. Прежде всего, это интернет вещей, который собирает big data с обвешанной датчиками городской инфраструктуры. Второй источник данных — сами горожане, которые пользуются городскими онлайн-сервисами. По прогнозу Gartner, в 2019 году половина жителей мегаполисов будет делиться своими персональными данными с системами smart city.

В 2015 году «дочка» «Мегафона» NetByNet выиграла тендер Мосгортранса на оснащение бесплатным Wi-Fi всего наземного транспорта столицы — около 8 тысяч троллейбусов, автобусов и трамваев. Первые автобусы с Wi-Fi вышли на столичные маршруты в феврале 2016 года. Этой весной «МаксимаТелеком» и NetByNet объединили созданную инфраструктуру в единую зону с общей авторизацией.

Сеть «Московский транспорт» (MT_FREE) работает в метро, на Московском центральном кольце, в наземном транспорте, поездах и терминалах аэроэкспресса. Теперь можно оставаться онлайн при пересадках между разными видами транспорта. MT_FREE — крупнейшая в Европе зона единого доступа к беспроводному интернету в транспорте. За июнь к этой сети подключились 8 млн человек. Сейчас бесплатный Wi-Fi появляется в пригородных электричках.

Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) запустилась в московских медучреждениях в 2011 году. В ее разработке участвовали больше 30 отечественных IT-компаний. Как писали аналитики PWC, это единственная в мире информационная система управления здравоохранением такого масштаба.

В первые же годы работы электронная регистратура сократила очереди в поликлиниках в 2,5 раза. В дальнейшем ЕМИАС дополнили электронными медицинскими картами, функциями оформления электронных рецептов и больничных листов, а также мобильными приложениями для пациентов. Системой пользуются больше 678 медучреждений и 9 млн горожан. За последние три года время ожидания пациента у кабинета врача уменьшилось в четыре раза.

Информация о записи к врачам, длине очередей и технических неполадках стекается в Ситуационный центр департамента здравоохранения. Там следят за эффективностью поликлиник и распределяют потоки пациентов. В мае ЕМИАС получила премию международного конкурса Global mobileGov Awards за качество мобильной государственной услуги.

Москва входит в десятку мировых лидеров по покрытию видеокамерами и качеству видеоаналитики. В городе насчитывается более 145 тысяч камер — в подъездах, во дворах, в местах массового скопления людей и в образовательных учреждениях. Они помогают раскрывать преступления и контролировать работу коммунальщиков. Например, в 2015 году камеры помогли раскрыть 1727 преступлений.

Все трансляции в режиме реального времени поступают в Единый центр хранения данных. Полицейские и чиновники имеют постоянный доступ к системе городского видеонаблюдения. Но в случае происшествия видеозаписи может запросить рядовой гражданин. Чаще всего горожане ищут записи, фиксирующие ДТП, порчу имущества и кражи. Для этого нужно зарезервировать видео через контакт-центр и обратиться в полицию.

Особняком стоят системы видеонаблюдения Московского метрополитена, Московского центрального кольца и Центра организации дорожного движения Москвы. Они пока не подключены к общегородской системе.

Ситуация на дорогах анализируется в режиме реального времени. Это позволяет корректировать работу светофоров, общественного транспорта, дорожных знаков (меняют значение скорости исходя из плотности потока) и информационных табло (сообщают о ДТП, изменении схем движения, загруженности маршрута и путях объезда).

Кроме того, крупные мобильные операторы делятся с Центром организации дорожного движения обезличенной информацией о перемещении своих абонентов по городу. Это помогает прогнозировать транспортные потоки и устранять узкие места. Также московские власти с 2010 года сотрудничают с «Яндексом». ЦОДД делится с компанией своими данными о дорожной обстановке. Картографические продукты «Яндекса» — «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Пробки», «Яндекс.Парковки», «Яндекс.Транспорт», — давно стали частью повседневной жизни москвичей и уже могут считаться частью городской инфраструктуры.

Анализ больших данных дает ЦОДДу возможность прогнозировать дорожную обстановку при перекрытии маршрута, введении платной парковки, строительстве нового здания, введении одностороннего движения или выделении полосы для общественного транспорта.

По данным компании «Ситроникс» (разработчик системы), за первые три года интеллектуальная транспортная система снизила загруженность магистралей на 15% и сократила количество аварий на 20%. С помощью камер на дорогах выписывается 95% штрафов за нарушение ПДД.

Благодаря интеллектуальной транспортной системе и платным парковкам Москва покинула топ-10 самых загруженных городов мира в рейтинге нидерландской компании TomTom. Это исследование проводится каждый год и включает 200 городов. В 2012 и 2013 годах Москва была на первом месте в мире по загруженности дорог. В этом году столица переместилась с пятого на тринадцатое место и получила премию за качественную организацию парковочного пространства.

Платные парковки серьезно разгрузили центр Москвы, уменьшили число нарушений правил парковки и увеличили оборачиваемость машиномест. Пилотный проект платной парковки был запущен в 2012 году. Через год парковка стала платной в пределах Бульварного кольца, еще через год расширилась до границ Третьего транспортного кольца. Сегодня 37% московских парковок — платные. Ими управляет ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», подведомственное департаменту транспорта. В декабре оно начало регулировать загруженность улиц с помощью цен на парковку, установив максимальный тариф на самых проблемных участках.

Другие публикации:

Мебель для спальни в Москве от производителя ;
О компании ;
Пескоструйная обработка ;